Сочинение. Стихотворение Лермонтова «Дума»






Сочинение.

Стихотворение Лермонтова «Дума»

..


Стихотворение было опубликовано в январском номере «Отечественных записок» за 1839 год. Его основная мысль — размышления о судьбах поколения. Время написания стихотворения — одно из наиболее мрачных в истории России. После поражения декабристского восстания становится невозможной практически любая творческая деятельность. В связи с этим в люди боятся репрессий, замыкаются, стараются уйти от жизни в мир дум. Это стихотворение Лермонтова не взгляд на поколение со стороны, а откровение человека, принадлежащего поколению: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…», «Я знал одной лишь думы власть — одну, но пламенную страсть…» и т. д. Поскольку поколение лишено возможности действовать,…под бременем познанья и сомненья В бездействии состарится оно. Стихотворение «Дума» продиктовано отчаянием. Анализируя свое поколение, Лермонтов видит конфликт между разумом и страстью: …И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Это приводит к противоречию между смысловой законченностью фразы и эмоциональностью отдельного слова. Не смотря на то что многие строки представляют собой афоризмы: «И ненавидим мы, и любим мы случайно…» и закончены, они не способны в полной мере вместить авторские эмоции. Перед опасностью позорно-малодушны, И перед властию — презренные рабы — фраза законченная, но за ней идут стихи, продолжающие ее эмоционально: Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты — его паденья час! Логическая связь между четверостишиями и частями стихотворения ослаблена. Она поддерживается лишь общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие — законченное предложение. Голос рассудка звучит открыто. Голос же страсти — приглушенно. Часто используются слова в переносном значении: «состариться» означает не только физическую, но и духовную старость, «ровный путь без цели» — знак равнодушия, апатии, отсутствия жизненных тревог и падений. Часто встречаются метафоры («старость души», «жизнь-путь» и т. д.). В первой части стихотворения в основном используются традиционные слова элегического романтизма («печально», «томит», «вянем») и слова философского значения («познанья», «сомненья», «добру», «злу», «рабы» и пр.). Встречаются выразительные резкие оценочные эпитеты («постыдно», «позорно»). Первая часть заканчивается романтическими словами: «Так тощий плод, до времени созрелый…» Во второй части слова ораторского стиля заменяют слова элегического стиля. Встречается употребление контрастирующих слов: «ненавидим» — «любим», «холод» — «огонь». Романтика сменяется реквиемом. В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с философской лексикой: «ни мысли плодовитой», «судья», «гражданин» и т.д. Чем более убедительно развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль. Все вышесказанное позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия и не гражданская ода. Содержание «Думы» не вмещается в границы какого-либо определенного жанра, ибо гражданская тема становится глубоко личной. Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов «я» и «вы», но есть слово «мы». Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии времени, поколения и страны.

Скачать Сочинение.

..

..



| 30.09.2012