Значение символических образов в поэме А. Блока Двенадцать.





Сочинение.

Значение символических образов в поэме А. Блока Двенадцать.

..


Зна?ение символи?еских образов в поэме А. Блока Двенадцать. Поэму Блока Двенадцать долгое время с?итали произведением, посвященным исклю?ительно Октябрьской революции, не воспринимая того, ?то скрыто за символами, не придавая зна?ения тем вопросам, которые были затронуты в нем автором. Многие писатели, как российские, так и зарубежные использовали символы, вкладывая с их помощью глубокий смысл в самые обы?ные, казалось бы, ни?его не зна?ащие сцены. Так, у Фета цветок это женщина, птица душа, а круг иной мир, зная эти тонкости, лирику поэта на?инаешь понимать совсем по- другому. Так же как Брюсов, Соловьев, Белый и другие представители литературного направления под названием символизм, Александр Александрови? Блок употребляет в своем произведении много символов: это и имена, и ?исла, и цвета, и погода. В первой ?асти поэмы Двенадцать сразу же бросается в глаза следующий контраст: ?ерный ве?ер и белый снег. Скорее всего, это не просто наиболее выразительные определения, которые автор решил использовать, а зна?ит, подобное противопоставление имеет определенный смысл. Два противоположных цвета могут озна?ать только раскол, разделение. Далее снова упоминаются эти прилагательные: ?ерное небо, ?ерная злоба, белые розы; и вдруг появляется красная гвардия и красный флаг. Они цвета крови. Полу?ается, ?то при столкновении произойдет кровопролитие, а оно уже совсем близко над миром поднимается ветер революции. Мотив бури важен не только в понимании настроения людей, он позволяет рассматривать христианскую тематику, как сознательное искажение Библии. Двенадцать ?еловек двенадцать апостолов, среди них Андрюха и Петруха, а кругом огни, как в преисподней, люди же символизирующие последователей Христа, больше похожи на каторжников, к тому же они свободны от веры в Бога. А впереди сквозь вьюгу идет Исус Христос, держа в руках кровавый флаг. Пурга, по Пушкину свадьба ведьмы или похороны домового, а Христос сын Божий, принявший му?ени?ескую смерть за грехи ?елове?еские, не может призывать к насилию. По видимому сам дьявол ведет за собой апостолов. Люди знают, ?то где- то рядом находится лютый враг, но они не видят беса, которому, пущенные вслепую пули, не могут при?инить никакого вреда. А позади людей ковыляет пес земное обли?ье ?ерта, в таком виде Мефистофель являлся Фаусту у Гете. Голодный пес следит за тем, ?тобы апостолы двигались в нужном направлении и не вышли из царства мертвых. Таким образом революцию и ее вершителей благословляет вовсе не Бог, а сатана. В поэме важна также символика имен. Героиня Двенадцати, Катька, появляется на сцене во второй главе, ?тобы погибнуть в шестой вместе со святой Русью от рук неверующих. Как ни странно, Блок дает той, ?то пала так низко, ?то даже каторжники презирают ее, такое светлое имя: Катерина зна?ит ?истая. Но так и должно быть, ведь она символизирует Россию, она самый положительный персонаж поэмы Двенадцать. Так же как Катерина из Грозы Островского или Катюша Маслова из Воскресения Толстого, Катька впадает в грех, но она все- таки остается святой, как наша Русь, ввергнутая в кровавое сражение между прошлым и будущим. Еще Катьку можно рассматривать как Коломбину, тогда Петруха превращается в Пьеро, а все происходящее в Петрограде на?инает напоминать кукольную комедию в балаган?ике. Тогда становятся понятными неуклюжие движения игрушек, которых дергают за нито?ку невидимые руки. Частушки в третьей главе и балаганный стих в ?етвертой лишь усиливают это впе?атление. А патруль продолжает обход, и всюду ему слышатся раскаты грома, предупреждающие о приближении Грозы. И лишь один Петька ?увствует неладное, его пе?алит смерть Катьки, пугает разыгравшаяся стихия. Но товарищи его идут и идут вперед, стремясь отделаться от старого мира. Подходит время двенадцатой главы, она самая сложная. Ею закан?ивается поэма, но вопросы, поставленные автором, остаются без ответа. Кто эти двенадцать? Куда они идут? И по?ему впереди всех этот странный Исус Христос в белом венце из роз и с красным флагом? Блок позволяет ?итателям самим разобраться в этом, а в заклю?ительной ?асти он собирает вместе все самое важное и помогает нам проникнуть взглядом сквозь вьюгу и мглу, ?тобы мы поняли Тайну. Таким образом становится понятно, ?то литературная символика способна тонко выразить симпатию к герою или ли?ный взгляд автора на ?то- то важное. Блок использует ее во всей полноте, делая ссылки на произведения других писателей или оперируя понятными без всяких пояснений образами, такими, как цвет, стихия ветра. Поэма Двенадцать полна загадок и откровений, она заставляет задумываться над каждым словом, каждым знаком с целью правильно расшифровать его. Это произведение хорошо иллюстрирует твор?ество Александра Блока, по праву занимающего свое место в ряду знаменитых символистов.

Скачать Сочинение.

..



| 20.09.2012