Сочинение. Обличение преступного общества в романе «Преступление и наказание»

_________________________________________________________________________________________________





Сочинение.

Обличение преступного общества в романе «Преступление и наказание»

..


Читать Ф. М. Достоевского трудно, но интересно. Одним из наиболее значительных его произведений является “Преступление и наказание”.
Проблема, над которой бился главный герой Достоевского Раскольников (как освободить человека от страданий), оказалась в романе нераскрытой, ибо автор и сам не видел путей ее решения. Но на пути к ее решению автор исследует и раскрывает трагические противоречия действительности, которая несправедливо губит человека, давит его.
Мир героев романа “Преступление и наказание” тревожно непривычен. Почти все центральные фигуры романа — социально отверженные, главный герой и его избранница — это “убийца и блудница”. Это живые, но изуродованные люди, они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно.
В романе почти’ все — “бывшие”. Раскольников — “бывший студент”, Мармеладов — бывший чиновник, Соня — бывшая барышня, малыши Катерины Ивановны — бывшие “дворянские дети”, которых нищета выгоняет на улицу просить милостыню. Вполне естественно, что герои Достоевского отторгнуты от реальной житейской практики. Почти все они вроде бы не заняты ничем, нет у них и нормального семейного очага, своего крова, все люди в романе — осиротевшие обломки распавшихся семей. Все они: Мармеладовы, Соня, Раскольников, Дуня, Пульхерия Александровна — существуют на чужом месте и временно. Мы встречаем их на постое в номерах, в углах, на временном пристанище у знакомых. Многих из них гонят и с этого случайного места. Страшно звучит вопрос Мармеладова: “Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? Ибо надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…” Почти все они вольные или невольные “вечные странники”. Нету у них и душевного покоя. Да и весь Петербург вообще — “город полусумасшедших”. Настрой у большинства героев отрицательный. Спокойного тона нет. То и дело страшные картины сменяются еще более ужасными: вот женщина бросается с моста в реку. Перед нами на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния. Вот пьяный, опустившийся, полубезумный, но тем не менее ясно понимающий ужас и безвыходность своего положения Мармеладов. Вот Катерина Ивановна с детьми на улице. Нищие, они вынуждены просить милостыню.
Эти картины — неизбежная принадлежность петербургской жизни.
Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть. Кто же виновник всего этого? Ощущение безвыходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства, почти до безумия. Соню толкает на панель.
Что же будет с человечеством, которое калечат и развращают сегодня? Это волновало Достоевского.
Ведь и преступление Раскольникова есть отчасти протест против ненормальности социального устройства. Особенно же волновала его участь детей. Дети — надежда каждого народа, его будущее.
Страдания детей для Достоевского — один из главных признаков несправедливо устроенного мира.
На страницах романа писатель, рассказывая о жизни детей, разоблачает чудовищную преступность общества, потому что в этом обществе страдают дети, льются детские слезы.
О жизни детей в условиях капиталистического города говорили и современники Достоевского: писатели и художники. Все мы хорошо помним стихотворение Некрасова “Плач детей”, картины Маковского “Свидание” и Перова “Тройка”. На лицах детей выражение безысходных страданий, следы вечных побоев, в их лохмотьях, позах, в измученных глазах отражена целая жизнь.
Достоевский говорит о горькой доле детей, об их страданиях и этим разоблачает существующий строй.
Писатель считал, что общество, в котором страдают дети, — преступно.
Главный герой романа — Раскольников, но все его поступки обращены к детям. При виде пьяной девочки Раскольников испытывает чувство гнева к франту, ненависть к тем, кто ее погубил, желание помочь девочке. Раскольникова поражает система, по которой живет общество: “Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год… куда-то… к черту, должно быть, чтоб остальных освежить и им не мешать”.
При встрече с несчастными детьми у Раскольникова обостряется ненависть к окружающему миру. Слезы Коли и Лени, робкий потерянный взгляд Поли, вынужденных просить милостыню, не могут не тронуть человеческое сердце, не вызвать возмущения существующим строем, который уродует людей, делает их несчастными. “Высокая и тоненькая, как спичка, Поля, обхватившая его (брата) шею своею длинною, вы- сохшею рукой. Она со страхом следила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на ее испуганном и исхудавшем личике”.
Как и Достоевский, Раскольников видит в детях чистоту, доброту, свет, утраченные взрослыми. Чистый мир души раскрывается в сне Раскольникова.
Видя, как избивают старую клячу, Родя плачет. “С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачками на Ми-колку.
— Папочка! За что они… бедную лошадку… убили!”
Взрослые, видя эту картину, остаются равнодушными. Все лучшее, что несут взрослые герои романа, Достоевский связывает с миром ребенка.
Соню озаряет ореол чистоты и даже святости, и в этом вопиющий контраст с ее грязной профессией. Страшная судьба этой девушки-ребенка — наиболее веское доказательство преступности общества. Ведь дети не только тепло и свет для людей в настоящем, они — их будущее. Без них невозможна жизнь человечества на земле.
Мало кто сумел так близко подойти к детской душе и так глубоко в нее проникнуть, как Достоевский. Да и не только в детскую.
Достоевский не пишет о жизни каждого дня. В его книгах герои раскрываются перед читателем в часы и дни таких событий, какие могут выпасть на долю одного человека один только раз в жизни, а могут и не выпасть никогда.
На похоронах Ф. М. Достоевского среди множества венков был венок и от русских детей.
Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием. Это очень нужное человеку чувство: сострадание. Мы страдаем вместе с героями, и это обогащает наши души. Хотелось бы, чтобы это понимали все.
Ф. М. Достоевский был одним из самых серьезных русских писателей, он ставил в своих книгах труднейшие философские проблемы. Одновременно он владел искусством увлекательного чтения.
Его читают и будут читать, пока существует человечество.
В произведениях Достоевского много удивительных мыслей, идей. Но самой удивительной мне кажется вот эта: “Жизнь хороша, и надо сделать так, чтоб это мог подтвердить каждый”

Скачать Сочинение.

..

..

На сайте: gdz-otvet.ru можно найти любые ГДЗ по Алгебре, ГДЗ по Геометрии, ГДЗ по Математике, ГДЗ по Физике, ГДЗ по Химии, ГДЗ по Информатике, ГДЗ по Русскому языку, ГДЗ по Английскому языку, ГДЗ по Немецкому языку, Сочинения по литературе, ЕГЭ, ГИА .

Наш сайт Решебники, ГДЗ для 2–11 классов – это наилучший помощник в преодолении сложных школьных программ.


загрузка…

Обсуждение закрыто.

_________________________________________________________________________________________________

.