Сочинение. Судьба интеллигенции в революции на примере романа Фадеева «Разгром»

_________________________________________________________________________________________________





Сочинение.

Судьба интеллигенции в революции на примере романа А. Фадеева «Разгром»

..


Читая роман А. Фадеева “Разгром”, невольно задумываешься, кто больше нужен России: думающий, образованный, много знающий и понимающий человек или же беспрекословный исполнитель чужой воли.
Во все времена по-настоящему талантливым и умным людям в нашей стране всеми силами преграждали дорогу. Создается впечатление, что Россия намеренно хочет оставаться последней среди других стран. Сколько великих ученых было подвергнуто жесточайшим репрессиям уже в советские годы, какой величайший умственный потенциал был уничтожен в сталинских лагерях!
Безусловно, тоталитарному механизму нужны были люди-винтики, не смеющие поднять головы. Но и в наши дни, когда, казалось бы, Россия встала на путь демократизации, проблема интеллигенции, на мой взгляд, осталась одной из наиболее острых. Желая разобраться в ней, я перечитываю роман Фадеева “Разгром”, в котором автор на примере гимназиста Мечика, быть может сам того не желая, затрагивает эту проблему и показывает весь трагизм ситуации, пытаясь высмеять сословие “чистеньких”.
Павел Мечик, едва оперившийся юнец, устремился к романтике революционной борьбы. Он и подумать не мог, что революция — это желание кучки авантюристов сыграть на людских страданиях или (как это было в случае с персонажем романа) на наивном детском романтизме. Мечик весьма смутно представлял, что его ожидает, но в каждой его “жилке играла шумная кровь, хотелось борьбы и движения”. Он видел себя своим в стане людей “в одежде из порохового дыма и героических подвигов”. Павел мечтал о том, что попадет в братство сильных и справедливых, но все его розовые мечты разбились о суровую действительность и рассыпались осколками прежней городской жизни по бескрайней тайге.
Его знакомство с партизанской жизнью началось с неудачи — его избили, не разобравшись, будущие “собратья”. И началась полоса разочарований в жизни восторженного юноши… “Окружающие люди нисколько не походили на созданных его пылким воображением. Эти были грязнее, вшивей, жестче и непосредственней Они издевались над Ме-чиком по всякому поводу — над его городским пиджаком, над правильной речью, над тем, что он не умеет чистить винтовку, даже над тем, что он съедает меньше фунта хлеба за обедом”. И это происходило не от того, что он ел меньше и не умел обращаться с оружием — будь он им ровней, они бы его всему обучили и смирились с этими незначительными недостатками. Но Мечик — иной, и нет ему прощения. Вина его велика: он образован, умеет говорить и думать лучше многих. А как известно, люди не терпят превосходства над собой…
И Мечику “стало жаль хорошего, наивного, но искреннего чувства, с которым он шел в отряд”. Втоптан в грязь портрет нежной девушки в кудряшках, и растоптаны его мечты. “Мечик лежал как пришибленный, не находя слов от стыда и обиды”. А после он разорвал этот портрет. И это был уже иной, повзрослевший Мечик, суровее и жестче прежнего.
В отряде Левинсона Павла невзлюбили все, начиная со спасшего его Морозки. “Морозка не любил чистеньких людей. В его жизненной практике это были непостоянные, никчемные люди, которым нельзя верить”. В этой оценке я вижу отношение самой революции к интеллигентам и с горечью наблюдаю, как, несмотря на все попытки Мечика слиться с революционной борьбой, он оставался чужаком. Его отгоняли все, словно подсознательно боясь, что этот мальчик поймет страшную правду о революции и откроет глаза другим.
А что же Левинсон? Этот тонкий психолог, пронизывающий своим взглядом каждого насквозь, дает Мечику дряхлую кобылу Зючиху, один взгляд на которую заставил Павла забыть свою удачу в стрельбе и “вызванные ею мальчишески-гордые надежды”. “Он чувствовал себя так, словно эту обидную кобылу с разляпанными копытами дали ему нарочно, чтобы унизить с самого начала”. Его самолюбие было жестоко уязвлено. Но ведь Левинсон прекрасно понимал, насколько важно видеть себя лихим всадником на вороном быстром коне этому юному романтику! Идя в отряд, он был готов к свершению подвига, жизнь свою хотел отдать за правое дело! А Левинсон, который так ловко повлиял на шахтера Морозку, начинает воспитывать в чистом от всего дурного мальчике будущего предателя. И самое ужасное, на мой взгляд, то, что коммунист Левинсон делает это сознательно: он просто-напросто не заинтересован в Мечике. Мечик решает не ухаживать за больной и старой Зючи-хой. Прав ли он? Наверное, нет. Но как же не принять во внимание оскорбленное самолюбие?
А между тем вокруг юноши возникает пустота. “Из всего взвода только два человека были ему более или менее близки — Пика и Чиж. Но сошелся он с ними не потому, что они удовлетворяли его, а потому, что больше ни с кем не сумел сойтись”. Не сумел? Нет, это они не захотели, сильные и мужественные, которые жили, действовали совсем рядом. А собственно, кем они были для него? Совершенно чужие люди, презиравшие Павла и насмехающиеся над ним. Так как же можно было требовать от человека жертвовать своей жизнью ради них?
Мечик, желая использовать еще одну возможность поправить свои дела в отряде, пытается объяснить все Левинсону: “Ведь я ни с кем, ни с кем здесь не могу сойтись хотя я был в боях вместе со всеми и был тяжело ранен — вы это знаете… Я знаю, что, если бы я был сильнее, меня бы все слушались, меня бы боялись, потому что каждый здесь только с этим и считается… Мне даже кажется иногда, что, если бы они завтра попали к Колчаку, они так же служили бы Колчаку и так же жестоко расправлялись бы со всеми, а я не могу, а я не могу этого делать!” Вот так, не совсем связно, порой по-ребячьи, открывает Мечик Левинсону свою душу. А тот, как и все прочие, не желает его понять, не замечает сути сказанного, цепляется за последнюю фразу и начинает бросать “привычные слова”. И ведь он чувствует, что нужно говорить о чем-то другом, но не желает тратить силы на никчемного человека. А после разговора Ле-винсон “думал о том, как Мечик слаб, ленив, безволен и как же на самом деле безрадостно, что в стране плодятся еще так
ие люди — никчемные и нищие”. И об этом думает человек, в руках которого — судьба отряда. Да и только ли отряда?!
Перелистываю роман и вижу, как методично и целенаправленно взращивались в Мечике черты предателя. И я думаю: а попади на его место Морозка — смог бы он противиться инстинкту самосохранения? Ведь главная причина, по которой Морозка совершил подвиг, — это его любовь и привязанность к бойцам отряда. “Он так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, ничего не подозревающих, доверившихся ему людей…”
Морозка погибает, и его смерть прекрасна: это подвиг во имя святого братства, во имя товарищества. И Левинсон, и Бакланов, и Дубов — все они воспитали из не привыкшего мыслить шахтера настоящего героя.
А Мечик? Бросив отряд, скрывшись от врага, он не мог найти себе места. Громко стонал, схватившись за голову. Да, он жалел себя, а не погибших людей — ведь они были для него пустым местом. Да, он страдает, но в то же время и рад предоставившейся ему свободе — ведь пребывание в отряде было для него каторгой. И я думаю, что командир отряда Левинсон, а по его примеру и прочие бойцы отряда, исковеркали, сломали только что начавшуюся жизнь Мечика. Из восторженного юного горожанина они выковали Иуду…
Презрение к “чистеньким” как лишним, слабым, ненужным и никчемным — как это характерно для отношения к интеллигенции в России! Иудами становились единицы, а непонятными и одинокими себя ощущали тысячи и тысячи, и в этом я вижу одну из причин российского несчастья.

..

..

На сайте: gdz-otvet.ru можно найти любые ГДЗ по Алгебре, ГДЗ по Геометрии, ГДЗ по Математике, ГДЗ по Физике, ГДЗ по Химии, ГДЗ по Информатике, ГДЗ по Русскому языку, ГДЗ по Английскому языку, ГДЗ по Немецкому языку, Сочинения по литературе, ЕГЭ, ГИА .

Наш сайт Решебники, ГДЗ для 2–11 классов – это наилучший помощник в преодолении сложных школьных программ.


загрузка…

Обсуждение закрыто.

_________________________________________________________________________________________________

.