Сочинение. Архипелаг ГУЛАГ

_________________________________________________________________________________________________





Сочинение.

Архипелаг ГУЛАГ

..


А. И. Солженицын много испытал на своем жизненном пути, много пережил и выстрадал. Несмотря на то, что ему, ка-залось, написано было на роду превратиться в правоверного марксиста — ведь родом он из крестьян, в церковь не ходил, вступил в комсомол и стал старостой класса — Солженицын уже к началу войны вступил на путь преодоления комсомольской утопии. Этот путь, ведущий к вратам Истины, был полон тер-ний и преград. В феврале 1945 года осужден по ОСО к восьми годам лагерей, а по окончании срока в марте 1953года сослан навечно, в Казахстан. В 1956 году ссылка с него была снята. По-сле 1965 года Солженицына уже в СССР не печатали, подвер-гался резким нападкам властей и газет, в 1974 году, после появ-ления 1-го тома «Архипелага ГУЛАГа», обвинен в измене ро-дине и выслан за границу. С 1976 года живет в штате Вермонт, США.

Обобщающую работу об Архипелаге ГУЛАГе автор заду-мал и стал писать весной 1958 года. Объем ее представлялся меньшим, чем сейчас, но уже был принят принцип последова-тельных глав о тюремной системе, следствии, судах, этапах, ла-герях ИТЛ, каторжных, ссылке и душевных изменениях за аре-стантские годы. Некоторые главы были тогда же написаны, од-нако работа прервалась, так как материала — событий, случаев, лиц — на основе лишь личного опыта автора и его друзей явно недоставало.

В 1962 году был напечатан «Один день Ивана Денисови-ча». Герой рассказа — Иван Денисович Шухов — необыкновенный человек. Все умеющий, крепкий правилами и цепкий умом, Шухов выживает в отвратительном лагерном быту благодаря своему чрезвычайному трудолюбию и долготерпению. Иван Денисович — крестьянин, его мечта — простой и мирный, люби-мый или крестьянский труд. Если в лагере в совокупности со всеми тамошними трудностями всех «добивает работа и одино-чество», то Шухову, напротив, удается спастись именно рабо-той, любой работой, которую Шухов выполняет с достоинством и присущим ему крестьянским долготерпением. В мире зла и насилия, бесправия и порабощения, в обществе придурков и шакалов, «шестерок и блатарей», которые исповедуют лагерный закон «подохни ты сегодня, а я — завтра», нелегко сохранить душу и человеческое тепло. В таких условиях люди теряют вся-ческое уважение к окружающим и к себе тоже. Они перестают видеть разницу между добром и злом, между подлостью и пре-данностью, и вообще перестают быть людьми. Но у Ивана Де-нисовича было свое верное средство вернуть человеческие мыс-ли и доброе расположение духа — работа.

А работали зэки на недостроенной ТЭЦ. «Она стоит на бугре, а за ней зона кончается». Откуда это радостное, упоенное строительство ТЭЦ? То ли в том, что работа здесь превращается во внутреннее, хотя бы временное, освобождение — «за ней зона кончается…», то ли в том, что герою рассказа предстоит пере-жить иллюзию освобождения (зона кончается за ней!). И когда зэки входили в азарт работы, у Шухова «как вымело все из го-ловы» так, что он «не о чем не вспоминал, не заботился, а толь-ко думал» как ладно дело закончить. Вдохновенно и отрешенно работает каменщик, и когда «мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор и на то место бросает и запоминает, где прошел нижний шов…», кажется, что строит он стену свою, за которой будет храниться неподвластная лагерю святыня его души. Страна с тоталитарным режимом все делала посредством революционного насилия, чтобы поработить свой народ с по-мощью колючей проволоки. В ход пускались и более изощрен-ные и надежные методы, например, с помощью группового вза-имного порабощения людей заставляли ненавидеть друг друга, шпионить: «на то придумана бригада… такое устройство, чтоб не начальство зэков понукало, а зэки друг друга». Но человече-ский дух выстоял и там, за колючей проволокой, несмотря на все методы и способы, придуманные, чтобы сломить его, иско-ренить совсем и превратить человека в бесстрастный и послуш-ный «винтик». Но Иван Денисович сумел сократить живую свою душу и увидел за бугром свет надежды на воскресение. Такое чувство остается по прочтении рассказа «Один день Ива-на Денисовича».

Тяжела и жестока была жизнь советских зэков, но, воз-вращаясь к лагерной теме в «Архипелаге ГУЛАГе», А. И. Сол-женицын не преследует цели воссоздать быт и порядки сталин-ских лагерей, его цель — подробная картина механизма самопре-вращения революционной власти во власть тюремную, внешней военной победы — во внутреннее поражение.

После напечатания «Одного дня Ивана Денисовича» автор был захлестнут письмами бывших заключенных с предложе-ниями встретиться, рассказать. В течение 1963 и 1964 годов, и через эти письма, и путем многих встреч, был почерпнут обиль-ный материал 227 свидетелей. Их показания автор располагал по своему прежнему, теперь расширенному и умноженному плану. Осенью 1964 года был составлен окончательный план произведения — в 7-ми частях и все новые пополняющие мате-риалы ложились в эту конструкцию. В августе 1973 года при трагических обстоятельствах неосновной, неокончательный ва-риант «Архипелага» попал в руки госбезопасности — и это под-толкнуло немедленную публикацию книги на Западе, а вскоре автор был выслан из СССР.

«Свои одиннадцать лет, проведенные там, усвоив не как позор, не как проклятый сон, но, почти полюбив тот уродли-вый мир, а теперь еще, по счастливому обороту, став доверен-ным многих поздних рассказов и писем, — может быть сумею я донести что-нибудь из косточек и мяса? — еще впрочем, живо-го мяса, еще впрочем, живого тритона».

..

..

На сайте: gdz-otvet.ru можно найти любые ГДЗ по Алгебре, ГДЗ по Геометрии, ГДЗ по Математике, ГДЗ по Физике, ГДЗ по Химии, ГДЗ по Информатике, ГДЗ по Русскому языку, ГДЗ по Английскому языку, ГДЗ по Немецкому языку, Сочинения по литературе, ЕГЭ, ГИА .

Наш сайт Решебники, ГДЗ для 2–11 классов – это наилучший помощник в преодолении сложных школьных программ.


загрузка…

Обсуждение закрыто.

_________________________________________________________________________________________________

.