Сочинение. Андрей Болконский и Пьер Безухов: «лишние люди» или невостребованные мыслители? в романе «Война и мир»

_________________________________________________________________________________________________





Сочинение.

Андрей Болконский и Пьер Безухов: «лишние люди» или невостребованные мыслители? в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

..


Князь Андрей Болконский — образец сильной личности. Толстой всячески подчеркивает его стремление к героическому подвигу, мужественные черты натуры, сознание князем Андреем собственной силы. Напротив, друг Болконского Пьер Безухов — человек как будто слабый, по внешнему виду — совсем не героический и даже легко подпадающий под воздействие чужой сильной воли, которой обладает, например, первая жена Пьера, хищная красавица Элен. Андрей Болконский разочаровался в светской жизни. В начале романа он стремится прежде всего к военной славе, к своему «Тулону», мечтает повторить судьбу Наполеона. Казалось бы, перед нами типичный «лишний человек», без особого успеха пытающийся найти свое место в жизни. Тем более что мечта о «Тулоне» рассеивается в дым. Раненый, он лежит на Аустерлицском поле, лежит один, всеми покинутый, и видит небо, и сознает суетность своих помыслов: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Небо — символ вечного и великого, тогда как земная слава тленна и преходяща. В результате князь Андрей переживает глубокий духовный кризис, и Наполеон, склонившийся над ним на поле сражения, кажется теперь ничтожеством
Болконский решает никогда больше не служить в армии. После смерти жены все силы он отдает воспитанию сына, считая, что это единственное, что осталось в жизни, и что человек должен жить для самого себя. Главное, считает князь Андрей, — это нравственное состояние людей. С этой точки зрения, например, он рассматривает вопрос об отмене крепостного права, говоря Пьеру, что крестьянам вообще-то безразлично, в каком состоянии находиться: «Ежели их бьют, секут, посылают в Сибирь, то я думаю, что им от этого нисколько не. хуже… А нужно это для тех людей, которые гибнут нравственно… Вот кого мне жалко, и для кого бы я желал освободить крестьян». Главный вред крепостного права, способствовавшего появлению в обществе «лишних людей», не обремененных заботами о хлебе насущном, благодаря подневольному мужицкому труду, Толстой видел в нравственном развращении как угнетенных, так и прежде всего самих угнетателей.
Пьер, в отличие от князя Андрея, разочаровавшись в браке с Элен Курагиной, первоначально стремится «бежать, зарыться куда-нибудь». А ранив Долохова на дуэли, Безухов смотрит на него «с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния». После же дуэли, когда он почти чудом избежал смерти, Пьер приходит к выводу о невозможности подходить с единым критерием к моральной оценке жизненных явлений, об относительности человеческого знания: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» Безухов в поисках ответов на эти «вечные» вопросы, в той или иной форме стоящие перед всем человечеством, вступает в масонскую ложу, но очень быстро разочаровывается в результатах деятельности «вольных каменщиков». Оказывается, что большинство братьев-масонов вступают в ложу из вполне земных карьерных побуждений, а отнюдь не для того, чтобы, следуя масонскому уставу, «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире».
Пьер более всего озабочен нравственным совершенствованием себя самого и окружающих. На это направлена, в част-ности, его благотворительная деятельность. Пьер думает также облегчить положение своих крепостных, но не доводит замы-сел до конца. Напротив, волевой князь Андрей осуществляет идеи, которые предлагает Безухов. Болконский одно имение в триста душ одним из первых в России перевел в вольные хлебопашцы, а в других барщину заменил оброком. Князь Андрей явно шел по пути Евгения Онегина, который «ярем… барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил». Однако счастья, как и пушкинский герой, Болконский в результате так и не обрел.
Князь Андрей пытается обрести идеал в тихой спокойной жизни, не делая другим зла и мечтая, чтобы его тоже никто не тревожил. Но встреча с Наташей пробуждает у князя любовь, он понимает, что в тридцать один год жизнь еще отнюдь не кончена, испытывает чувство радости и обновления. Болконский сознает: «…Надо, чтобы все знали меня, чтоб не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они независима от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» Он пытается принять участие в поли-тической жизни, сотрудничает с известным реформатором Сперанским,, но и в нем очень скоро разочаровывается из-за попыток Сперанского’вместить все разнообразие живой жизни в голые бюрократические схемы. Князь Андрей размышляет:
«Разве это может сделать меня счастливее и лучше?» А тут Наташа изменяет ему с Анатолем Курагиным, и эта измена ранит Болконского в самое сердце. Он вновь утрачивает смысл жизни.
Только война 1812г., когда речь идет о самом существовании русского народа и государства, приводит князя Андрея и Пьера к ощущению своей причастности общенациональному делу защиты родины от иноземных захватчиков. Болконский теперь видит свое главное назначение в служении людям, в защите родной земли. Он убеждает Пьера перед Бородинским сражением: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду: Они враги мои, они преступники все по моим понятиям… Надо их казнить». Однако полк, которым командует князь Андрей, так и не принял активного участия в сражении, хотя и понес большие потери от французских ядер. Одним из них Болконский и был смертельно ранен. Перед кончиной он вновь обрел любовь Наташи Ростовой. Умирая, князь Андрей приходит не только к прощению своего злейшего врага Анатоля Курагина, которого раньше мечтал убить на дуэли. Он обращается к Евангелию и обретает идеал всеобщей любви: «Да, любовь… но не та любовь, которая любит за что-нибудь, для чего-нибудь или почему-нибудь, но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидел своего врага и все-таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Все любить — любить Бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческою любовью; но только врага можно любить любовью Божескою. И от этого-то я испытывал такую радость, когда я почувствовал, что люблю того человека. Что с ним? Жив ли он… Любя человеческою любовью, можно » от любви перейти к ненависти; но Божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души. А сколь многих людей я ненавидел в своей жизни. И из всех людей никого больше не любил я и ненавидел, как ее». Теперь в чувстве князя Андрея к Наташе соединилась Божеская любовь и любовь человеческая. И в последние минуты жизни Болконский, сознавая, что умирает, испытывает не ужас, а светлое чувство ожидания предстоящей встречи с Богом.
Пьер Безухов тоже переносит в войну тяжкие испытания и переживает в душе нравственный переворот. Он находится в самой гуще Бородинского сражения, на батарее Раевского, видит гибель множества людей. Сначала Пьер мечтает убить Наполеона, чтобы таким образом покончить с ужасами войны.
Однако отказывается от своего замысла ради спасения из огня московского пожара совершенно незнакомой девочки. Пьер попадает во французский плен, переживает ожидание расстрела, знакомится с мудрым мужиком-солдатом Платоном Каратаевым, испытывает потрясение от его гибели и приходит к конечному выводу: «Пока есть жизнь, есть и счастье». Вместе с тем Безухов воспринял и каратаевское суждение о человеке:
«не сам живет, а Бог водит». Пьер полюбил Наташу, потерявшую князя Андрея, и они соединились. В финале романа граф Безухов так излагает суть позитивной программы, к которой пришел в результате всех размышлений: «А я говорю: возьмитесь рука с рукою,те, которые любят, добро, и пусть; будет одно знамя — деятельная добродетель». Это и программа самого Толстого. ‘
Андрей Болконский и Пьер Безухов — очень необычные «лишние люди» в русской литературе. Они единственные, по воле автора, поднимаются до уровня мыслителей и в дружеских спорах’совместно ведут поиск истины. Объединяет князя Андрея и Пьера и последовательная любовь к одной и той же женщине — Наташе Ростовой. И оба героя независимо друг от друга приходят в конце концов к схожим выводам о смысле человеческой жизни, который они видят в соединении любви Божеской и человеческой и в том, чтобы все добрые люди сами активно творили добро.

..

..

На сайте: gdz-otvet.ru можно найти любые ГДЗ по Алгебре, ГДЗ по Геометрии, ГДЗ по Математике, ГДЗ по Физике, ГДЗ по Химии, ГДЗ по Информатике, ГДЗ по Русскому языку, ГДЗ по Английскому языку, ГДЗ по Немецкому языку, Сочинения по литературе, ЕГЭ, ГИА .

Наш сайт Решебники, ГДЗ для 2–11 классов – это наилучший помощник в преодолении сложных школьных программ.


загрузка…

Обсуждение закрыто.

_________________________________________________________________________________________________

.