Сочинение. Столкновение мировоззрений в романе Тургенева «Отцы и дети»

_________________________________________________________________________________________________





Сочинение.

Столкновение мировоззрений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

..


“Отцы и дети” — одно из вечных произведений русской литературы. И не только потому, что новые поколения читателей по-разному воспринимают сложную позицию автора, но и потому, что в романе запечатлен вечный и неизбежный для истории момент смены поколений, столкновения идей, ростков нового и не всегда понятного. И. С. Тургенев создавал свой роман “Отцы и дети” в тревожную и переломную эпоху подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 года. Мир раскалывался. В воздухе пахло революцией. Каждый должен был решить, что он выбирает, с кем он: с уходящим классом дворян или с нарождающимся, но стреми тельным и мощным движением революционеров-разночинцев, их новой реалистической правдой жизни. И Тургенев выбрал — как истинный художник, он остался верен правде жизни.
На протяжении всего романа внимание читателей сосредоточено на отношениях дворян-помещиков Николая и Павла Кирсановых и приехавшего к ним на каникулы сына бедного лекаря, будущего врача Евгения Базарова. Сразу очевидно их резкое отличие во внешнем облике и манере поведения. Ухоженный и благоухающий Павел Петрович, добрый и романтический Николай Петрович — они несовместимы с равнодушным к своей внешности, грубоватым и бесцеремонным демократом Базаровым. Появившаяся антипатия еще больше усиливается под влиянием горячих непримиримых споров, затрагивающих основные проблемы бытия. В споре вскрывается их отношение к общественному строю, религии, народу, говорится о путях переустройства мира, о роли искусства. Павел Петрович вынужден признать, что в обществе не все в порядке. Но Базаров считает, что мелкое обличительство ничего не дает, если прогнили основы. “Исправьте общество” — только в этом он видит пользу. Узнав от племянника, что они с Базаровым нигилисты, не уважающие ничьи интересы, авторитеты и все отри
цающие, Павел Петрович с негодованием воскликнул: “Нам дорога цивилизация, нам дороги ее плоды”. В этих словах и заключен главный предмет спора между “отцами” и “детьми”. Однако, в отличие от ораторствующих, но бездействующих аристократов, нигилисты не склонны заниматься пустыми разговорами. Потому так и дрогнул Павел Петрович, что поверил в их намерение “действовать, ломать”.
Но Тургенев объективно показывает и слабую сторону нигилизма: человек, не имеющий положительной программы, весьма уязвим в своей позиции не только в споре, но и в жизни. Необходимо определенно сказать, что именно будет построено на развалинах старого мира.
В споре о русском народе правда, безусловно, на стороне Евгения Базарова. Павел Петрович умиляется патриархальностью народа. Базаров же понимает, что это отсталость, “грубейшее суеверие”, и не желает мириться с этими недостатками. Его любовь к народу — любовь истинного шестидесятника, без сентиментальности и идеализации мужика. Базаров умеет общаться с мужиками и, если считает нужным, умеет их просвещать. Герои спорят о том, в ком из них мужик “скорее признает соотечественника”. Да, дед Базарова землю пахал, но самого-то героя мужик не понимает, считая чем-то вроде “шута горохового”, — слишком нов Базаров для “патриархального” народа.
В спорах сталкиваются и эстетические позиции Базарова и Кирсановых. Взгляды Кирсановых неодинаковы: Павел Петрович равнодушен к искусству, Николай Петрович любит и знает литературу и музыку. Базаров полагает, что читать Пушкина глупо, что это никчемная ерунда, что играть на виолончели взрослому мужчине “смешно”, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”. Здесь Тургенев, безусловно, не согласен со своим главным героем, но художественная правда заставляет писателя не умалчивать о недостатках “нового” человека.
Однако в душе Базарова все-таки присутствует многое из того, что он отрицает, например его способность любить, умение чувствовать красоту. Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой раскрыла ему бездонность собственной души: страдания отвергнутого сердца не объяснить. Душа его бурлит от неиспользованных возможностей и неизведанных чувств, и это в полной мере раскрывается на пороге смерти. В истории же Павла Петровича любовь, ради которой он бросил все, зачеркнул свою карьеру, все-таки вытеснила из действительности всю жизненную силу героя и привела к духовной гибели этого по-своему хорошего человека.
Таким образом, в романе “Отцы и дети” Тургенев показал идейную борьбу двух поколений — борьбу отживающего свой век старого и только рождающегося мира новых идей и убеждений. Но ни в коем случае нельзя отбрасывать наследие предшественников. Крепкая нить должна связывать одно поколение с другим, только тогда возможна преемственность лучших традиций, возможно движение вперед.

..

..

На сайте: gdz-otvet.ru можно найти любые ГДЗ по Алгебре, ГДЗ по Геометрии, ГДЗ по Математике, ГДЗ по Физике, ГДЗ по Химии, ГДЗ по Информатике, ГДЗ по Русскому языку, ГДЗ по Английскому языку, ГДЗ по Немецкому языку, Сочинения по литературе, ЕГЭ, ГИА .

Наш сайт Решебники, ГДЗ для 2–11 классов – это наилучший помощник в преодолении сложных школьных программ.


загрузка…

Обсуждение закрыто.

_________________________________________________________________________________________________

.